Инклюзивное образование
Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
Инклюзивное (французское слово inclusif — включающий в себя, от латинского include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
При инклюзивном обучении дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом "Об образовании", федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Так же как и все дети с ОВЗ, дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и организованного обучения и воспитания — образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
В соответствии с приказом Управления образования администрации г.Югорска от 21.06.18 №425 п. 1 МБОУ «СОШ №6» определено базовой образовательной организацией по использованию опыта работы сетевого компетентностного центра инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Инклюверсариум». Педагогами МБОУ «СОШ № 6» изучен опыт работы "Инклюверсариума" (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4», г. Ханты-Мансийска, установлено взаимодействие с автономным учреждением дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Институт развития образования» с целью сопровождения деятельности по внедрению опыта работы «Инклюверсариума».
Основные направления деятельности:
- «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социализации»
- «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций инклюзивного типа»
4. «Профессиональная ориентация в системе инклюзивного образования.

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.
У. Джеймс
План мероприятий в рамках недели инклюзивного образования в МБОУ «СОШ № 6»
№ п/п
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственный
|
1
|
Мастер -класс «Приемы работы с детьми с РАС на уроках физической культуры
|
16.03.2022
|
Васильев А.А.
|
2
|
Выставка методической литературы для работы с детьми с ОВЗ
|
14.03-19.03.2022
|
Ляшок С.В
|
3
|
Классный час «Равные права-равные возможности»
|
14.03-19.03.2022
|
Классные руководители
|
4
|
Групповое занятие по песочной терапии в рамках внеурочной деятельности «Мир глазами ребенка»
|
18.03.2022
|
Сухецкая О.В.
|
5
|
Веселые старты «Смотри как я могу!»
|
15.03.2022
|
Васильев А.А.
|
6
|
Распространение буклетов для родителей и педагогов
|
14.03-19.03.2022
|
Педагоги-психологи
|
7
|
Мастер-класс для учащихся «Вкусный завтрак»
|
17.03.2022
|
Казаковцева Е.А.
|
Информация для родителей
Информация для родителей
Уважаемые родители (законные представители)!
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС ОВЗ и УО).
ФГОС ОВЗ и УО устанавливает единые государственные требования к образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) в образовательных учреждениях.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных в 1 класс на обучение по АООП с 1 сентября 2016 года.
Основанием для обучения ребенка по АООП являются:
- рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии;
- заявление родителей (законных представителей) обучающихся об организации обучения по АООП в школе на условиях инклюзивного образования (в отдельном классе, либо совместно с другими обучающимися без ограничений в здоровье).
В связи с этим, при наличии основания для обучения Вашего ребенка по ФГОС ОВЗ и УО (рекомендации муниципальной ПМПК), в целях создания необходимых специальных условий для получения им образования, просьба незамедлительно обратиться в школу, куда зачислен ребёнок, либо в Управление образования.
В школе реализуются Адаптированные основные образовательные программы начального и основного общего образования:
АООП начального общего образования для детей с ОВЗ ( вариант 2.1)
АООП начального общего образования для детей с ОВЗ ( вариант 5.1)
АООП начального общего образования для детей с ОВЗ ( вариант 7.2)
АООП начального общего образования для детей с ОВЗ ( вариант 7.1)
АООП начального общего образования для детей с ОВЗ ( вариант 8.3)
АООП начального общего образования для детей с ОВЗ ( вариант 2.2)
АООП начального общего образования для детей с ОВЗ с умственной отсталостью ( вариант 1)
АООП начального общего образования для детей с ОВЗ с умственной отсталостью ( вариант 2)
АООП основного общего образования для детей с ОВЗ ( вариант 7.1)
Контактное лицо в Управлении образования г. Югорска: Крылова Надежда Павловна, заместитель начальника отдела оценки качества и общего образования детей, тел. 7-09-62
Контактное лицо в МБОУ «СОШ № 6»: Данилова Татьяна Вениаминовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, тел.7-56-62.
Карта возможностей особого ребенка
Карта: http://картавозможностей.рф/map
Видеоролик о Карте: https://www.youtube.com/watch?v=HoyNhn2gQA&feature=share
Презентация о Карте: 
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с п.16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» определено, что к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отнесены физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Справка, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, об инвалидности подтверждает статус ребенка-инвалида, но не является подтверждающим документом статуса лица с ограниченными возможностями здоровья. Руководствуясь положением вышеуказанного закона, на основании заключения ПМПК ребенок-инвалид может получить статус лица с ограниченными возможностями здоровья.
Если вы желаете пройти процедуру ПМПК, вам необходимо обратиться:
- к заместителю директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 6» Даниловой Татьяне Вениаминовне, тел.7-56-62;
- к специалисту Управления образования администрации города Югорска Киселевой Елене Владимировне, тел. 7-48-67.
Документы
Документы
- Приложение к приказу от 30.08.2017 г. № 607 "Положение о центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе при реализации адаптированных общеобразовательных программ, организованном на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
|

|
- Приложение 1 к приказу от 01.09.2017 № 627 "Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья"
|

|
- Приложение 2 к приказу от 01.09.2017 № 627 "Положение об организации обучения на дому по медицинским показаниям по основным образовательным программам начального, среднего, общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
|

|
- Приказ от 14.06.2017 № 378 "Об организации взаимодействия с опорным образовательным центром, обеспечивающим работу с детьми, имеющими особенности в развитии»
|

|
- Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.04.16 № 205-рп "О плане мероприятий ("дорожной карте") развития сети опорных реабилитационных и образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2018 годы
|

|
- Приказ Минобрнауки России № 1599 от 19.12.14 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
|

|
- Приказ Минобрнауки России № 1598 от 19.12.14 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
|

|
- Приказ ДОиМП ХМАО №437 от 20.05.13 "Об утверждении Концепции органиации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
|

|
- Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
|

|
Помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
Помощь людям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
Перечень документов для обследования
Перечень документов для проведения обследования
1
|
Заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии
|
+
|
2
|
Копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка
|
+
|
3
|
Документы, удостоверяющие личность родителя (законного представителя), подтверждающие полномочия по предоставлению интересов ребенка
|
+
|
4
|
Направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации
|
|
5
|
Заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (в приложении заключение учителя-логопеда, педагога-психолога)
|
сад/школа
|
6
|
Заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка
|
при наличии
|
7
|
Подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации)
|
сад/школа
|
8
|
Характеристику обучающегося, выданную образовательным учреждением (для обучающихся образовательных учреждений)
|
сад/школа
|
9
|
Письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, аппликации, прописи)
|
принести
|
10
|
Другие документы (справка МСЭ, ИПРА, обследование в других организациях по наличию)
|
|
Школа - спутник
Школа - спутник
Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ. Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклонениями в развитии. Обновляется категориальный аппарат в соответствии с международной практикой и тенденцией гуманистического подхода, изменяются концептуальные и правовые основы специального образования. Появляется и активно развивается, наряду с интеграцией, инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада и школы. Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.
Одна из основных целей модернизации образовательных программ и инфраструктуры является: обеспечение прав всех граждан на получение качественного образования. В процессе модернизации решается задача – создание в образовательном учреждении безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное образование, развитие сотрудничества ОУ с учреждениями социальной сферы.
В соответствии с приказом начальника Управления образования администрации города Югорска от 14 июня 2017 года № 378 "Об организации взаимодействия с опорным образовательным центром, обеспечивающим работу с детьми, имеющими особенности в развитии" МБОУ "СОШ № 6" определено как "Школа-спутник" для опорного образовательного центра, обеспечивающего работу с детьми, имеющими особенности развития, КОУ ХМАО - Югры «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Работа "Школы-спутника" будет осуществляться в соответствии с Положением и Планом работы на 2019-2020 учебный год.
В рамках реализации плана работы Школы – спутника на 2019 – 2020 учебный год заключается Соглашение о сотрудничестве в сфере общего образования по вопросам инклюзивного образования между КОУ ХМАО – Югры «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и МБОУ «СОШ № 6» г. Югорска.
http://sch-7vida.ucoz.ru
Основные содержательные компоненты деятельности:
- Целью сотрудничества является оказание методического сопровождения образовательных организаций по овладению специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания при организации инклюзивного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями.
- Получение теоретических и практических навыков реализации программ при организации инклюзивного образования.
- Получение методического сопровождения индивидуальных практик педагогов при организации инклюзивного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Банк методических материалов
КОНКУРСЫ для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов
-
Международный конкурс "Поколение индиго". ИЗО, ДПИ, Компьютерная графика;
-
Всероссийский открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок
АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» проводит Всероссийский открытый виртуальный творческий конкурс рисунков и поделок детей с ограниченными возможностями здоровья;
-
“Матрица Интеллекта”. Всероссийские конкурсы;
-
Школьник.ру, Всероссийские дистанционные конкурсы;
-
Всероссийский творческий конкурс для детей с ограниченными возможностямиздоровья «Лучики света», www.art-talant;
-
Центр «Снейл», nic-snail.ru. Дистанционные конкурсы для детей с ОВЗ;
-
Конкурсы-детям.рф. Всероссийские творческие конкурсы для дошкольников и учащихся 1-11 классов.
Перечень образовательных организаций, осуществляющих профессиональное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 